Регулирование зазора в подшипниках

Подшипниковые опоры для машин постоянно совершенствуют. В частности, разрабатывают новые конструкции и методы расчета, применяют новые технологические способы обработки деталей, разрабатывают новые подшипниковые и смазочные материалы, совершенствуют методы испытания подшипниковых опор и др.

В основном освещены результаты исследований, проведенных автором, и обобщены результаты исследований, проводимых в стране для создания новых подшипников и их опор, различных смазочных, антифрикционных материалов для подшипников, узлов трения и их деталей.

В частности, рассмотрены вопросы регулирования зазора в подшипниках, приведены расчеты толщины смазочного слоя в тяжело нагруженном точечном контакте и при импульсном нагружении, расчеты подшипников с деформируемым вкладышем и самоустанавливающихся подшипников. Приведены необходимые практические расчеты и рекомендации по выбору параметров подшипников качения и высокоскоростных подшипников. Приведены уточненные расчеты подшипников скольжения с гидродинамической смазкой при циркуляционном смазывании, упрощенные расчеты упорных подшипников скольжения с гидродинамической смазкой и др.

Особую группу подшипниковых опор составляют узлы трения, которые работают с различными видами смазки — жидкостной, граничной, полу жидкостной. В таких опорах возможно трение со смазочным материалом и без него. Число таких узлов трения в современных машинах очень велико. Обобщены данные исследований работы свыше 2000 разновидностей этих узлов трения, используемых в транспортных, строительных, дорожных, горных, сельскохозяйственных и стационарных машинах. Такие узлы трения смазывают через прямые или угловые резьбовые масленки жидкими или пластичными смазочными материалами при помощи различных смазочных устройств (смазочных нагнетателей, станций или баков). Рекомендации по смазыванию этих опор во многом устарели, что отрицательно сказывается на надежности работы машин и эффективности их использования.